Разоблачения
мессира
Воланда

Мессир Воланд
Луч света в тёмном царстве

— Я – Мастер, — он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную чёрную шапочку с вышитой на ней буквой «М». Он надел эту шапочку и показался Ивану в профиль и в фас, чтобы доказать, что он – мастер.
– Она своими руками сшила её мне, — таинственно добавил он.
— А как ваша фамилия?
— У меня нет больше фамилии, — с мрачным презрением ответил странный гость, — я отказался от неё, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней.

Ученик

— А вам, что же, мои стихи не нравятся? – с любопытством спросил Иван.
— Ужасно не нравятся.
— А вы какие читали?
— Никаких я ваших стихов не читал! – нервно воскликнул посетитель.
— А как же вы говорите?
— Ну, что тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем… разве это чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?
— Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнёс Иван.
— Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
— Обещаю и клянусь! – торжественно произнёс Иван.

Ребёнок и голый король

— Чем хочешь ты, чтобы я поклялся? – спросил, очень оживившись, развязанный.
— Ну, хотя бы жизнью твоею, — ответил прокуратор, — ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это!
— Не думаешь ли ты, что ты её подвесил, игемон? – спросил арестант, — если это так, ты очень ошибаешься.
Понтий вздрогнул и ответил сквозь зубы:
— Я могу перерезать этот волосок.
— И в этом ты ошибаешься, — светло улыбаясь и заслоняя рукой от солнца, возразил арестант, — согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?

Спасительница

— Слушай беззвучие, — говорила Маргарита Mастеру, и песок шуршал под её босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

Маг

— Ну что же, … — они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота.
Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…

Три ключевые
персоны системы

— Я к тебе, дух зла и повелитель теней, — ответил пришедший, исподлобья недружественно глядя на Воланда.
— Если ты ко мне, то почему ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? – заговорил Воланд сурово.
— Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, — ответил дерзко вошедший.
— Но тебе придётся примириться с этим, — возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, — не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу в чём она, — в твоих интонациях. Ты произнёс свои слова так, как будто ты не признаёшь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.

Тени

— Почему он так изменился? – спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.
— Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, — ответил Воланд, поворачивая к Маргарите своё лицо с тихим горящим глазом, — его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного дольше и больше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счёты. Рыцарь свой счёт оплатил и закрыл.

ПОСЛЕ ВСЕГО…

Но были ещё жертвы, и уже после того, как Воланд покинул столицу, и этими жертвами стали, как это ни грустно, чёрные коты.

Штук сто примерно этих мирных, преданных человеку и полезных ему животных были застрелены или истреблены иными способами в разных местах страны… Например, в Армавире один из ни в чем не повинных котов был приведен каким-то гражданином в милицию со связанными передними лапами.

Ситуация романа отражена 4-й гексаграммой, она называется Недоразвитые (Мэн). Состоит из трёхзначных фигур: вверху – Гора, и внизу – Ловушка. Верхняя янская линия символизирует свет, сходящий с высших сфер бытия. Вместе со всех верхней фигурой может символизировать Мировое Древо. Вибрация свыше структурирует ситуацию сверху вниз, превращая многоуровневую систему человеческих взаимоотношений в осмысленную и целевую конструкцию, образно в лестницу на Небо…

— А скажите, почему Маргарита вас называет Мастером? – спросил Воланд.

Тот усмехнулся и сказал:

— Это простительная слабость. Она слишком высокого мнения о том романе, который я написал.

— О чём роман?

— Роман о Понтии Пилате.

Тут опять закачались и запрыгали язычки свечей, задребезжала посуда на столе, Воланд рассмеялся громовым образом, но никого не испугал смехом этим, никого не удивил, Бегемот почему-то зааплодировал.

— О чём, чём? О ком? – заговорил Воланд, перестав смеяться. — Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? Дайте-ка посмотреть, — Воланд протянул руку ладонью к верху.

— Я, к сожалению, не могу этого сделать, — ответил Мастер, — потому что я сжёг его в печке.

— Простите, не поверю, — ответил Воланд, — этого не может быть. Рукописи не горят. – Он повернулся к Бегемоту и сказал: — Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман…

Размышления на тему романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Scroll to Top