Созерцание чисел мэй-хуа

Оракул Цветущей Сливы был открыт миру величайшим мастером И-Цзина Шао Юном. Шао Юн был признан некоторыми учёными как лучший в предсказании будущего и видении прошлого от явлений микроскопических до макроскопических. Он полагал, что все вещи предопределены и могут быть поняты на основе знания о разделении различных элементов на цифры. В Британской энциклопедии написано: «Математические идеи Шао Юна оказали влияние на европейского философа 18-го века Готфрида Вильгельма Лейбница и его разработку бинарной арифметической системы, то есть такой, которая основывается всего на двух цифрах». Одним из выдающихся работ Шао Юна считается стих «Цветение сливы», в котором, по мнению многих, были точно предсказаны основные события в истории Китая. В стихах нашли отражение смены династий, которые происходили после смерти Шао Юна.

Необыкновенная сама история появления метода.

Шао Юн — великий философ и прорицатель

Во времена династии Сун в период правления Цин-ли, Шао Кан-цзе (Юн) жил, укрывшись отшельником в горном лесу. Он в мороз не разводил огня в печи, а в жару не освежался веером. Сердце его было поглощено изучением И-Цзина настолько, что он не обращал внимания на стужу и жар. Однако считал, что все еще не постиг сущности. Он наклеил изображение гексаграмм на середину стены, подходил к ним и созерцал их глазами. Погружаясь сердцем в Законы Перемен, он хотел создать методику вычисления этих Превращений. Однако еще не удалось ему разобраться во всех тонкостях. Однажды в полдень он спал. Пробегала мышь перед его изголовьем. Он бросил фарфоровое изголовье в мышь, чтобы прогнать ее. Та убежала, а изголовье разбилось. Шао заметил на внутренней поверхности разбитого изголовья иероглифы, взял изголовье и разобрал знаки. Надпись гласила, что это изголовье будет продано мудрецу Кан-цзе, который в такой-то год, месяц, день, в такое-то время бросит им в мышь, и разобьет его. Шао изумился и отправился к продавцу фарфора с тем, чтобы узнать происхождение этого изголовья. Тот рассказал, что некогда один человек с книгой И-Цзин в руках сидел, отдыхая: «Он поднял изголовье и написал на нем текст. Это и есть тот старец. Но он не приходил уже в течение долгого времени. Я могу разузнать в его семье». Шао отправился вместе с продавцом фарфора нанести визит. Когда достигли ворот, то узнали, что старец уже скончался. Однако было оставлено письмо, в котором тот обращался к своим домочадцам. Там говорилось, что в таком-то году, таком-то месяце, в такое-то время «один благородный ученый придет в мой дом, и ему можно будет передать оставшиеся после меня книги, так как именно он закончит дело всей моей жизни». Домочадцы передали книгу Шао Кан-цзе. Он внимательно изучил ее. Там был текст «Превращений», а также описывались конкретные методики и примеры их применения, с тем, чтобы на основании развития примеров можно было разобраться в законах чисел. Он обратился к родне умершего и сказал: «Когда ваш отец был еще жив, он спрятал серебро, положив его в углубление, вырытое в северо-западном углу под его ложем. Теперь это серебро можно использовать для совершения траурных обрядов и похорон». Домочадцы последовали его словам, и, действительно, достали серебро…

Однажды Шао Юн любовался цветами дикой сливы (мэй-хуа), когда его внимание привлекли два дерущихся на ветке воробья, в пылу сражения свалившиеся на землю. Шао Юн почувствовал необычайное волнение, удивился, и построил по этому поводу гексаграмму. В результате анализа полученной фигуры ему стало ясно, что на следующий день, вечером, в такое-то время, к дереву мэй-хуа должна прийти девушка, чтобы нарвать (собственно, наломать) цветов. Какой-то пожилой человек, по незнанию, будет за ней следить. Девушка испугается и упадет на землю, в результате чего повредит себе ногу. Тем не менее, исход будет не слишком опасным и несчастливым. Предсказание полностью сбылось. Молодую девушку испугал садовник, который в то время ухаживал за сливой мэй-хуа. Девушка, поцарапала себе немного бедро, когда падала с дерева… Таким образом, благодаря этому случаю новая методика применения И-Цзин обрела своё название: СОЗЕРЦАНИЕ ЧИСЕЛ ДИКОЙ СЛИВЫ МЭЙ-ХУА.

Созерцая «числа превращений дикой сливы мэй хуа», мыслитель отметил определенную систему числовых сопоставлений. В результате своих наблюдений китайский философ создал методику вычисления перемен и описал закономерности движения времени. Основываясь на принципах восьми триграмм — знаков, созданных в древнем Китае и изложенных в И-Цзин, он создал свою собственную доктрину строения Вселенной. Цветоножка сливы мэй означает Великий Предел, к которому после цветения возвращается цветок. Это абсолютное начало. Пять лепестков сливы — это пять первоэлементов (дерево, огонь, земля, металл, вода). Семь тычинок – образы пяти планет и двух светил (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн), Солнце и Луна. Корни, из которых произрастает дерево, символизируют Землю и Небо. Ствол сливы имеет светлую и темную стороны, подобно инь и ян, ветви сливы располагаются в четырех направлениях, символизирующих четыре времени года. Шесть форм ветвей символизируют шесть линий гексаграмм И-Цзин, а кончики ветвей, имеющих восемь изгибов – разветвлений, символизируют восемь триграмм. Все дерево мэй-хуа со стволом, ветвями и цветами олицетворяет завершенное число десять. Свое учение, оказавшее большое влияние на развитие науки и философии в позднесредневековом Китае, Шао Юн называл «нумерологией». Цветок сливы стал рассматриваться как ее символ. 

Таким образом, нумерологические построения и цветок сливы нашли отображение в наиболее известном и древнем источнике китайской мудрости И-Цзин, или Оракуле Цветущей Сливы — раннем философском тексте, датируемом ок. 700 г. до. н. 

Китайские живописцы запечатлели сливу мэй-хуа в своих картинах, а поэты воспели ее в стихах.

Scroll to Top