Ситуация романа «Мастер и Маргарита» не совсем вымысел, она основана на реальных событиях. Хотя эти события нельзя объяснить привычной логикой, потому что они затрагивают миф, стоящий в основе бытия людей. А вот ресурсами И-Цзин её достаточно легко «запеленговать», найти её форму в виде одной из 64 гексаграмм, и проводить над ней интересные исследования. Всех добрых людей романа, а также тех, кто на них похож в реальности, можно расположились по шести линиям гексаграммы №4 Недоразвитые. Кто-то со знанием проблемы дал название этой шестизначной фигуре. Тут важно осознать, что если не дай Бог какой-то один из знаковых персонажей будет отсутствовать, или вернее сказать, не будет смыслов, связанных с действиями конкретного героя, то и не будет данной ситуации. Ситуации акта познания.

Разметка гексаграммы расстановка героев

Может быть, кому-то не нравятся действия представителей МАССОЛИТА, или Понтия Пилата, но все они важны для ученического процесса. Тут важно чтобы этот самый ученик проявил личную инициативу в действиях, связанных с процессом овладения знаниями. Конечно, не академическими знаниями. Здесь ученик – СУБЪЕКТ ситуации, он расположен на четвёртой линии. В романе в двух героях более всего выражен образ ученика – это Иван Бездомный, и Левий Матфей. Также субъектами ситуации являются некоторые представители МАССОЛИТа, Варьете, жилтоварищества, зрелищной комиссии, и психиатрической лечебницы. Берлиоз, Латунский, Лиходеев, Римский, Варенуха, Стравинский и т.д. – это люди действия ситуации 4-й гексаграммы. Как когда говорил один из вождей мирового пролетариата: «Кадры решают всё». Даже если этими кадрами являются «агенты матрицы». От действия героев 4-й линии зависит качество всей ситуации. Это линия Собаки, Аспект Интеллект – что означает, что герои этого уровня обладают особым нюхом в реальности, быстро берут след, они обязательно кому-то служат, защищают чьи-то интересы, работают в группе, они находчивы, изобретательны, при необходимости могут перевернуть всё с ног на голову (Интеллект подавляет Власть на пятой линии).

ОБЪЕКТОМ ситуации является страна добрых людей, или страна дураков, это уж с какого угла зрения смотреть, – это нижняя линия гексаграммы. Прежде всего, эта линия будет связана с одним прекрасным городом и его обитателями.

Воланд встречается с москвичами

Воланд заговорил:

– Какой интересный город, не правда ли?

Азазелло шевельнулся и ответил почтительно:

– Мессир, мне больше нравится Рим!

– Да, это дело вкуса, – ответил Воланд.

– Ну что же, … – они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота.

Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…

О ситуации нижней линии красноречиво говорит и Земная Ветвь с Аспектом, и афоризм Чжоу Гуна к линии. В современном мире Тигр с Аспектом Ресурсы – это индустриальный город, с большими амбициями, суетный, не любящий чужаков, легко хавает слабых. В его развитие вкладываются большие ресурсы (Власть порождает Ресурсы). И как же этот город не любит «выскочек»! Так жаждущих потеснить горожан в их же квартирах (Ресурсы подавляют Интеллект на второй линии). На второй линии Земная Ветвь – Дракон. С Аспектом Интеллект, Дракон – это ещё та «выскочка»! ))))

Мастер своим творчеством призывает людей к необходимости менять свой образ жизни, через Мастера транслируется воля свыше. Поэтому, совершенно естественно, что на линии Мастера – пятой линии находится Аспект Власть. Власть Неба, выраженная мудрыми словами философа, всегда давит на кесарей, или на его наместников, побуждает тех к действиям. До сих пор действиям на противопоставление воле Неба. Именно поэтому у нас до сих пор власть сильных мира сего является обыкновенным насилием. Над телом, разумом, чувствами. Мастер своим творчеством декларирует мощное намерение вовне, тем самым призывает в свою судьбу большую силу. Сила – явление сложное для однозначной оценки, чтобы называть её доброй или злой. В данном случае Мастер – психически нездоровый человек (при всех иных своих достоинствах), призвал к жизни силу, соответствующую самому себе, и ситуации, в которой находится он, и все кто с ним связан. Наверняка Булгаков считал иначе.

Сила – это Воланд. Конечно, Воланд – это ещё непознанная часть личности автора книги, и вообще непознанная сила, кроющаяся в нас самих. Но в первую очередь Воланд со свитой передают действие сил иного мира, которые тоже являются частью мирового процесса, в данном случае они оформляют внешний вид урока для недоразвитых. При необходимости эти силы могут видоизменить угол зрения на реальность, воссоздав альтернативный взгляд на вещи, могут перевести усилия людей в иную измерительную плоскость, как полёт на Луну, или как перенос Мастера и Маргариту в новый мир. Как минимум могут расширить до необъятных размеров квартиру №50. Верхняя триграмма – ГЭНЬ – это всеобщая квартира. Кто сказал, что она может выглядеть только так, а не иначе?

На второй линии расположилась Маргарита. Это очень важный момент. Вторая линия связана с главным выбором человека, а значит, будет указывать на его внутренние состояния, и раскрывать подлинные намерения. На этой линии очень важно то, что происходит на душе у человека. Все действия Маргариты – это зеркало внутренних состояний Мастера. Мастер – психически нездоров, соответственно Маргарита ведьма. Мастер стремиться донести светлую идею отсталым в развитии людям, аналогично Маргарита спустилась в преисподнюю – лиходеевскую квартиру №50, где принимала на празднике всех святых восставших из могил знатных преступников и негодяев. Мастер стремится к свету, что подразумевает полный отказ от личных амбиций, также поступает и Маргарита, не ставшая просить у Воланда для себя благ.

– Мы вас испытывали, – продолжал Воланд. – никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!

Гордая женщина

На верхней линии находится Иешуа Га-Ницри. Здесь будет находиться и Мастер, но в заключительных главах романа. Герои этого уровня могут подымать в реальности вопросы о смысле жизни, о чести, достоинстве, самоуважении. Также они приносят знания. Аспект Ресурсы может означать знания записанные, озвученные, на каком-то уровне истолкованные. Например, на этом уровне будет находиться нагорная проповедь Иисуса Христа. Только подлинный смысл знания на этом уровне не совсем ясен, здесь он как выглядит как интересная теория. Смысл открывается на втором уровне (и то не всем). Это означает, что если главный герой гексаграммы – Ученик, отказывается от опыта, предложенного на второй линии, а в идеале выраженного на пятой, он не в состоянии для себя открывать смысл благой вести Сына Человеческого, или как в книге идеям Иешуа Га-Ноцри.

На третьей линии пребывает Левий Матфей, а также те, кто на него похож. На самом деле ситуация этой линии не совсем простая. Левий Матфей в прошлом (вторая линия) открыл для себя новые смыслы, и двинулся в путь. Образно он ушёл от империи (первая линии), как когда-то евреи вышли с Египта, удалились от фараона. На третьей линии он образно путешествует по пустыне, как когда-то довелось евреям. Прежде чем Левий Матфей найдёт свою землю обетованную, он должен полностью трансформировать основной образ своих мыслей и поступков. Т.е. он должен перестать вести жизнь раба. Притом наглого раба, желающего иметь жизнь на собственных условиях. Ему не совсем по душе пришлись проповеди Иешуа, а иначе, зачем ему было заниматься их фальсификацией?

– Повторяю тебе, но в последний раз: перестань притворяться сумасшедшим, разбойник, – произнёс Пилат мягко и монотонно, – за тобой записано немного, но записанного достаточно, чтобы тебя повесить.

– Нет, нет, игемон, – весь напрягаясь в желании убедить заговорил арестованный, – ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал.

– Кто такой? – брезгливо спросил Пилат и тронул висок рукой.

– Левий Матфей, – охотно объявил арестант, он был сборщиком податей…

Понтий Пилат
Иешуа впереди храма

На третьей линии – Лошадь с Аспетом Коллеги. Эта линия в позитивном резонансе с верхней, более того, её смыслы порождаются верхней (Ресурсы порождают Коллеги). Как и нижней (нижняя Ресурсы). В данном случае это выглядит как усложнение пути знания. В современном мире прекрасно можно видеть какую роль играют для людей религии, всевозможные секты, эзотерические группы. Это всё Коллеги. Как табун лошадей затопчут кого угодно, кто встанет на их пути. Ну, не всех разумеется. Действия этих героев легко читаются из образа Левия Матфея. Они хотят, чтобы у них всё было, но им за это ничего не было. Легко смешивают грешное с праведным, хотя готовы поклясться на чём угодно, что они истинные служители Сил Света. Третья линия является нижней октавой верхней, поэтому здесь происходит слепое подражание Коллег Иешуа, и всем другим пророкам. Если Иешуа и говорит о пути, то он говорит о его видении, поэтому знает что надо делать. Но видеть путь, и пройти его – это далеко не одно и то же. Это хорошо, что на втором уровне кто-то принял решение уйти от фараона, но плюс к этому ещё надо отказаться от иллюзии обладания, роднящей этого кого-то с фараоном. Ибо как говорил Иисус Христос: «Служи либо мне, или мамоне (богатству)». Реальный опыт, который позволит по-настоящему познать открытый в видении пророков путь, это ситуация четвертой и пятой линии. Он будет недоступным для тех, кто застыл в иллюзии мнимого света, и своей мнимой власти над привилегиями этого мнимого света. Красноречивый и афоризм Чжоу Гуна к линии:

 Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего благоприятного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *