Латунский

фанатик

Латунский критик пропагандист

1.

Фанатик

Позволю себе предположить, что для многих читателей образ фанатика будет связан с каким-то экстравагантным поведением, сумасшествием, какими-то террористически актами, сектантством, и т.п. Несомненно, всё вышеперечисленное является классическим проявлением фанатизма. Только клинического. На самом деле в состоянии фанатика пребывает большая часть человечества, даже об этом не догадываясь. Если речь идёт не о клинических случаях, то состояние фанатика у отдельных людей можно назвать ошибочным действием, ложной установкой ума, но всё-таки с некоторой формой одержимости. Всегда важно помнить, что крыша едет не спеша, тихо шифером шурша.

Латунский – яркий пример человека находящегося в состоянии фанатика. Или играющего эту роль. Деньги не пахнут, поэтому здесь могут быть варианты. Латунский не простой фанатик, непонятно каких идей, он функционер системы. Он органическая часть системы тоталитарного государства. В тоталитарном государстве роль фанатичных людей как Латунский – ключевая, сравнимая по функциональности с охранным агентством, и одновременно отделом пропаганды. Иногда система любит таких людей, щедро их одаривает ценными подарками. Далеко не всегда так происходит, но отдельные пропагандисты за время своей нелёгкой службы, по отмыванию своего вождя и очернению его противников, системой одариваются очень даже неплохо. В современном мире можно найти массу примеров того какими методами пользуется фанатик-пропагандист, чтобы добиться своего результата. Как правило, посредством вранья, клеветы, введению слушателя в заблуждение, демонизации оппонента, выставления того в неугодном свете. Поражает то, с каким энтузиазмом фанатик включается в работу, как он яростно нападает на своего оппонента, своей тирадой якобы компрометирующих того фактов, со стремлением порвать несчастного как Тузик грелку. Позволю себе считать, что для фанатика-пропагандиста его тяжкий труд – не работа, а состояние души.

На самом деле не обязательно среднестатистичесго фанатика поощрять материальными ценностями, чтобы тот верно служил своему господину. Есть весомая причина, по которой фанатик сам желает отстаивать интересы своего тиранчика. Что касается Латунского, то он в первую очередь всё-таки пропагандист, маскирующийся под литературного критика, и лишь во вторую очередь фанатик. Что далеко не факт. Тем не менее, как пропагандист, он озвучивает мнение миллионов фанатиков – обыкновенных жителей страны Советов. Не просто озвучивает, он формирует общественное мнение, своим внутренним наполнением, соответствующее состоянию фанатичного человека.

2.

Итак, что такое фанатизм? Известный психолог К.-Г. Юнг определил фанатизм как сверхкомпенсированное сомнение. Т.е. на самом деле фанатик не верит в то, что он отстаивает, защищает, или насаждает, да и вообще дело здесь выглядит совершенно иначе. Нет никакого смысла искать внутреннюю позицию фанатика в его идеалах. Фанатики не всегда читают основной устав своей веры, тем более хорошо разбираются в её казуистике. Умных слов они могут произносить немало, но понимать их подлинный смысл – это другое. Это не о них. Отыскать причину состояния фанатиков в их интеллектуальных заблуждениях – это, то же самое, что искать чёрную кошку в тёмной комнате, когда её там нет. Фанатик будет выглядеть совершенно непробиваемым, в случае предоставления ему неоспоримых фактов ложности его убеждений, даже таких, которые разносят их в пух и прах. Он все ваши факты перевернет, как только сам захочет, и ещё при этом с пеной во рту обвинит вас в чём-то плохом, в том числе в неверном толковании писания или истории.

Маленькиий человек

Всё дело в комплексах и страхах фанатика. Фанатик, прежде всего, ощущает, что сам не соответствует определённым стандартам, идеалам, образам, которым бы желал соответствовать. Он внутренне ощущает, что не вытягивает на уровень полноценного человека, и ощущение собственной неполноценности настолько не выносимо для сознания фанатика, что он инстинктивно стремится избавиться от него, а вместе с ним и от содержаний, вызывающих это неприятное ощущение. Весь негативный багаж знаний о себе фанатик хранит у себя внутри под порогом сознания, т.е. в сфере бессознательного. Как говорят: «С глаз долой, из сердца вон». Фанатик и близко не осознает, как это всё происходит, он не догадывается о своём великом сомнении в своих достоинствах. Напротив, внешне он считает свои доводы эталоном всему, производит впечатление самого уверенного человека в мире. 

Очень важный факт: вытеснение, во многом, происходит за счёт усиления значимости своего взгляда на мир. А большая фиксация внимания на знакомых смыслах не позволяет разуму человека сосредоточиться на чём-то ещё. Поэтому все, что выходит за рамки привычных смыслов, для фанатика как бы и не существует вовсе. А сам взгляд на мир фанатика им же сильно переоценивается, для него он становится «священной коровой», которую фанатик трепетно оберегает, защищает, иногда насаждает другим. В чём особенность этого взгляда на мир? А особенность в том, что фанатичного человека так с детства учили видеть мир. Ему никогда не приходилось задаваться вопросами о смысле жизни, у него никогда не было подлинного стремления познавать мир. Он по-настоящему никогда не обращал внимания на окружающий мир, насколько он сложен и многогранен, какими бесконечными и удивительными тайнами окружён человек. Фанатик на дух не выносит идею познания себя и мира. Он уверовал в то, что он знает всё. И больше чем он никто в мире знать не может. На самом деле его взгляд на мир простенький как балалаечка, поэтому с ним ему просто и комфортно, в пределах этого взгляда фанатик может себя оправдать в чём угодно. В конце концов, он с детства ним сросся и телом и разумом.

Такое состояние дел у фанатичных особ происходит всегда, независимо от их идеалов. На самом деле их религиозные, или там политические взгляды – это неважно, это ширма, главное то, что происходит внутри у них. С какой-то точки зрения эти люди живут в полной гармонии с окружающим миром, ведь всё что им нужно так это всегда оставаться в исходной позиции осознания. А так живёт большая часть человечества. Поэтому для многих они понятны, свои, они легко завладевают вниманием окружающих, а в зависимости от интеллекта, могут без проблем формировать общественное мнение. Литературный критик Латунский – символизирует одного из таких людей. Ключевая особенность фанатиков любой системы – это их безграничная преданность системе. Они как верные псы стоят на страже любых её изменений. Они инстинктивно ощущают разрушителей. Могут наносить превентивный удар по разрушителю, например, ни с того ни с сего могут оскорбить абсолютно любого человека, который фанатиком бессознательно подозревается как разрушитель их системы взглядов. Оскорбление обязательно будет публичное. Фанатик нуждается в безупречной репутации, поэтому превентивное действие может выглядеть как невинная шутка, или тонкая ирония, обесценивающая «чужака» в глазах окружающих. 

– Общественность желает знать, ты что астролог? Ага, значит ты – шарлатан, сектант, несерьёзный человек. Ты компрометируешь своей практикой наш замечательный коллектив.

Конечно, в зависимости от ситуации и этических нормах самого фанатика, качестве публики, перед которой разыгрывается представление, троллинг бывает очень оскорбительным, нередко с массой клеветнических инсинуаций и ругательств. В клинических случаях фанатик может пойти на жуткое преступление. Нередко своё мнение фанатик выражает от имени всей публики, берёт на себя такую функцию, представляя своего условного противника как чудака-одиночку, который в чём-то неправильный, он не так живёт, не в то верит, не в том одет, он вообще ошибка природы. Манипулятивно создаёт мнение, что так считает не он один, а так думают все, а он только выражает всеобщее мнение. Люди слабохарактерные, не имеющие собственного мнения, легко поддаются манипуляциям фанатика. Он часто многих берёт на слабо.

3.

Есть одна отличительная черта всех фанатиков, всех времён и разновидностей, это их непримиримое отношение ко всему, что связано с актом познания. Например, они на дух не выносят вещей связанных с интеллектуальной и информационной сферой деятельности. Как пример, средневековые религиозные фанатики уничтожали не только своих идейных конкурентов, но и людей науки. Почему так происходит? Да потому что все, что человека просвещает и воспитывает, также даёт возможность знать и видеть, следовательно, позволяет разоблачать и снимать с кого-то маску. Фанатик – трус! Вот в чём дело. Поэтому, чтобы выиграть поединок у фанатика, сначала его надо разоблачить, рассекретить его хитромудрую схему поведения, снять с него лживую маску. Это будет очень непросто сделать, он ведь кроме своей «священной балалаечки» мало чего понимает в жизни, защищён невежеством изнутри и снаружи.

Фанатик как осиновый лист боится разоблачения. Если точнее говорить, то саморазоблачения. Он боится самого себя, в первую очередь. Он, таким образом, убегает от самого себя, от неугодных сознанию сведений о себе. Он ведь на бессознательном уровне считает себя неполноценным человеком. А всё что насильственно таится в бессознательном обязательно рано или поздно окажется снаружи. И этот день может стать настоящим кошмаром для фанатика. Кошмар придёт не обязательно в виде публичного разоблачения, а например, в виде какой-нибудь болезни, которая фактически не лечится. Разумеется, пока фанатик не осознает в чём его подлинная проблема. Или больших потерь, неудач в жизни. Воланд всегда когда надо появится. 

Трус

Но сначала снаружи приходят символы-триггеры, в виде новой информации, которые давят на подсознательные знания фанатика, и как защитная реакция в его поведении появляется определённая форма одержимости в виде большого стремления загасить возникший на периферии символ. Фанатик не понимает, почему ему так хочется конкретного человека стереть в порошок за его убеждения, почему его так нервируют астрологи, представители другой религии или национальности. Почему его так раздражают новые термины, новые виды деятельности, например, как айтишная сфера, или иностранные слова. Он даже не задумывается над логичностью своих доводов. У него от начала есть «убедительнейшее объяснение» своему хамскому поведению. Повторюсь: при помощи «священной балалаечки» оправдать фанатику свои действия будет очень просто. Я приведу пример одного такого человека, я его знаю лично, но думаю, что у многих читателей среди знакомых есть такой сосед. Этот тип фанатиков так можно и определить: сосед, который рядом. Рядом по месту жительства, работе, по общему интересу. Он обязательно должен входить в круг ближних знакомых. Так работает совдеповская система на обывательском уровне.

4.

Баба Яга

У соседа рядом пускай будет имя Геннадий. Конечно, я изменил его с понятных причин. У Геннадия непростой характер, он многим не нравится из-за его постоянных колкостей и откровенного хамства в общении с кем бы то ни было. Больше всего достаётся молодым по возрасту людям, он их как будто нарочно желает унизить, поставить в неловкое положение, есть некий элемент негодования, когда ему приходится общаться с молодыми. Унижая других, Геннадий получает удовольствие как отпетый садист. Это очень заметно. Он может быть и рад был обходить стороной молодёжь, но есть конкретные обстоятельства, почему ему волей-неволей приходится с ними общаться. Для него это большой вызов. Теперь конкретно, где себя Геннадий палит как фанатика. Геннадий, разумеется, считает астрологов сектантами и шарлатанами. Но это как бы понятно, это по умолчанию. Геннадий на дух не выносит людей, имеющих отношение к новым видам профессий, он однажды заявил, что айтишники – это нелюди. Притом так выразительно, со вкусом это произнёс, как будто у него есть какие-то личные счёты с этими «негодяями». Так обычно говорят в адрес каких-нибудь кровавых преступников, насильников или живодёров. Вот откуда появилась это ярость? Тем более надо учитывать, что Геннадий по большому счёту понятия не имеет, чем айтишники занимаются в жизни. Ему эта сфера чужда, непонятна, и очень неприятна.

Когда Геннадий сталкивается с иностранными надписями, словами, начертанными неважно где и на чём, его всегда тянет выразить что-то колкое в адрес людей, для которых эти надписи являются частью их деятельности. При троллинге может использовать слова и смыслы, о которых не имеет ни малейшего представления. Где-то он что-то слышал по вопросу, например, астрологии, нахватался всякого безобразия, поскольку падок на примитивную и низкого уровня информацию, и как-то умудрился это связать с идеей своей колкости. Типичный ученик Латунского.

У Геннадия есть одно интересное увлечение: он любит удалять всю рекламу с доски объявлений дома, где сам проживает. Это многоэтажное здание, конечно, там проживает много людей, со своим мнением, но он сам за всех решил так действовать. Кто-то вешает рекламу, кто-то её читает, кто-то нет, кто-то находит или не находит в расклеенных объявлениях что-то важное для себя, по крайней мере имеет выбор, как действовать дальше. Но кто-то берёт, и втихаря удаляет всё с доски, и ещё при этом гордится своими действиями. Не уточнял, но Геннадий видимо считает себя борцом за чистоту. Ну как тут не гордится, такие героические поступки свершает! Конечно, доска объявлений дома, основательно заполненная информацией, для совдеповского фанатика – это как красная тряпка для быка. Такая доска – чудо враждебной технологии, туда информация всё время прибывает и прибывает. Её удаляешь, а она снова там оказывается. Видимо ещё играет роль символического значения доски объявлений как элемента наружной рекламы, появившегося в большом обилии во времена горбачёвской перестройки и падения Советского Союза. Советские люди до перестройки не знали такого обилия рекламы, и дома по телевизору, и на улице на билбордах. Вместе с рекламой появилось много новых терминов, значений, видов деятельности. От всего этого тогда нового голова кругом шла, это при том при сем что жизнь становилась всё хуже и хуже. Отпетый совдеповский фанатик не мог не запечатлеть у себя внутри вызовы того времени. Тогдашние события Геннадием будут восприниматься как наглое вторжение всего непонятного и мерзкого, в его личную и очень светлую жизнь, оборвав все надежды на такое же очень светлое будущее. Теперь он как бы символически переживает прошлые события, удаляя рекламу со своего дома, он как бы избавляется от вторжения смыслов нового времени. Это защитная реакция. Но это реакция не совсем здорового человека.

Теперь вернёмся к заметной форме общения Геннадия с окружающими. Подобно тому, как он удаляет рекламу с доски объявлений дома, так он символически поступает во всех своих взаимоотношениях. Где бы он ни был, с кем бы ему не приходилось вести дело, он посредством хамства и колкостей будет упразднять саму возможность ведения конструктивного диалога, ведущего к восприятию новых смыслов. Он неосознанно оказывает препятствие прогрессивным идеям, поскольку он фанатик, он трус на бессознательном уровне. Он панически боится столкновения с реальным миром, в котором он слишком малая величина, чтобы так себя выпячивать, как он это обычно делает. А в стране дураков, дураков не бывает. В стране дураков все – умные. А он – самый-самый. Ему так удобно считать. Он ведь не догадывается, что давно себя вчистую спалил перед некоторыми своими знакомыми (астрологами))).

Я немножко был неточен. Не со всеми людьми Геннадий ведёт себя по-хамски. На мой взгляд у него прекрасные взаимоотношения со своей супругой. С ней он обходительный, внимательный, прислушивается к её мнению, и делает это искренне. Я бы даже сказал, что супруга играет первую скрипку в их семье. Но у неё сильный характер, она образованный современный человек, умеет классно себя преподнести, и явно уравновешивает его нервозный характер своей психической непоколебимостью. Почему-то я уверен, что с детьми у них тоже полная гармония. Т.е. хамом Геннадий становится уже за пределами своего семейного гнёздышка, где он как ёж обрастает колючками. Если Геннадий, ты читаешь эти строки, ничего личного, надеюсь, приведённый материал тебе понравился, с моей точки зрения благодаря нему у тебя есть возможность посмотреть на себя со стороны, задуматься над своим поведением, а у моих читателей благодаря тебе есть хрестоматийный пример фанатика в действии. Я тебе в этом очень признателен.

Играю на балалайке