Юмор

и сатира

в романе

М.А Булгакова
"Мастер и Маргарита"

Проиграть видео

– Почему он так изменился? – спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.

– Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, – ответил Воланд, поворачивая к Маргарите своё лицо с тихим горящим глазом, – его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного дольше и больше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счёты. Рыцарь свой счёт оплатил и закрыл.

Развлечения Фагота и Бегемота

Самый главный герой романа «Мастер и Маргарита» – это смех. Все рассказанные истории в романе свершились давным-давно, их смыслы давно проявлены, люди расставлены по местам. По-другому говоря, цирк уехал, а клоуны остались. Остались эмоции и аплодисменты. Весь роман Булгакова можно рассматривать как один большой эпилог, а также как внутреннюю потребность в осмыслении того, что было. Только некоторым героям романа потребовалось отыскать небольшое уточнение относительно дальнейшей их судьбы. А вот большую часть героев необходимо изучить по-настоящему, посмотреть на них более пристально (в реальной жизни), разоблачить, снять с них маску. Тем самым рассекретить полную картину событий, и роль каждого товарища во всей этой схеме. Это очень важно. Булгаков в своём романе описал модель ситуации, в которой человеческие судьбы вращаются на протяжении, сложно сказать какого времени.

Ситуация является зацикленным процессом, как заезженная пластинка, с какой-то периодичностью повторяется вновь и вновь. Чтобы выйти за рамки этой матрицы, в которой человек – глуп, смешон, и расходный материал для сильных мира сего, необходимо сначала разоблачить себя, снять с себя лживую маску самого адекватного существа во вселенной. И лишь потом, возможно, откроется новый путь. В нашей жизни получается ровным счётом наоборот: насмехаются в основном над теми, кто задаётся вопросами о смысле жизни. Притом в первую очередь насмехаются фанатики – вот уж само воплощение адекватности, зрелости, умственной полноценности. Суеверные как муза тех вдохновляют. А эталоном всему является образ жизни глупца. Да, на стиле у нас «попа как у Ким».

Если говорить о юморе и сатире в романе «Мастер и Маргарита», то в центре внимания у нас окажутся эпизоды с Коровьевым и котом Бегемотом. Безжалостно острая сатира на совдеповский образ жизни в основном связана с действиями Коровьева, а юмор романа больше держится за Бегемотом. Некоторые эпизоды с Бегемотом никакого другого смысла не имеют, как только вызывать у читателя хорошее настроение. Кот вытягивает юмор из ничего. Бегемот оригинально и смешно обыгрывает любую ситуацию, где он только в романе появляется. Например, очень забавно смотрится игра Бегемота с Воландом в шахматы. В фильме Бортко этого эпизода нет, а классно бы смотрелся при помощи компьютерной графики.

– Плоховато дельце, дорогой Бегемот, – тихо сказал Коровьев ядовитым голосом.

– Положение серьёзное, но отнюдь не безнадёжное, – отозвался Бегемот, – больше того: я уверен в конечной победе. Стоит только хорошо проанализировать положение.

Этот анализ он начал производить довольно странным образом, именно стал кроить какие-то рожи и подмигивать своему королю…

Лишь только Коровьев и Азазелло скрылись, мигание Бегемота приняло усиленные размеры, Белый король наконец-то догадался, что от него хотят, вдруг стащил с себя мантию, бросил её на клетку и убежал с доски. Офицер брошенное королевское одеяние накинул на себя и занял место короля…

– Ну, что же, долго ли это будет продолжаться? – спросил Воланд. – Шах королю.

– Я, вероятно, ослышался, мой мэтр, – ответил кот, – шаха королю нет и быть не может.

– Повторяю, шах королю.

– Мессир, – тревожно-фальшивым голосом отозвался кот, вы переутомились: нет шаха королю.

– Король на клетке г-два, – не глядя на доску сказал Воланд.

– Мессир, я в ужасе, – завыл кот, изображая ужас на своей морде, – на этой клетке нет короля.

– Что такое? – в недоумении спросил Воланд и стал глядеть на доску, где стоявший на королевской клетке офицер отворачивался и закрывался рукой.

– Ах ты подлец, – задумчиво сказал Воланд.

– Мессир, я вновь возвращаюсь к логике, – заговорил кот, прижимая лапы к груди, – если игрок объявляет шах королю, а короля между тем и в помине нет на доске, шах признаётся недействительным.