Расшифровка поэмы посредством книги перемен
Прояснение смыслов при помощи канона перемен

Расшифровка Сказки о Царе Салтане

Часть 3

Архетипическая ситуация (гексаграмма) – это модель изменений, происходящих в шесть этапов, в рамках выделенной темы мироздания. Далее по тексту описаны эти изменения. Шесть линий гексаграммы – это также модель, или шаблон какой-либо системы, например, такой как социум. В сказке это будет сказочное государство. На Рис. 4. изображён классический шаблон шести линий гексаграммы для определения людей по социальным рангам.

Рис.4.

Нижняя линия

Нижняя линия связана с простыми обывателями, в нашем случае с Ткачихой, Поварихой, и третьей Девицей – будущей Царицей. Этот люмпенизированный народ ещё отражает некоторые смыслы, идущие из предыдущей –  47-й гексаграммы (нижняя и верхняя линии – транзитные). В ситуации 47-й гексаграммы в центре внимания могли быть, как я иногда говорю, «голодные духи» – т.е. алчные люди, с преступными наклонностями, с низким ценностным уровнем, для которых в жизни главное – нажива. Таким образом, переход от 47-й к 48-й гексаграмме можно описать как процесс проявления в среде невежественных людей прогрессивных тенденций, в результате чего в ситуации 48-й, люмпены, силами извне, а в идеале – иного мира, вовлекаются в процесс духовного возрождения и очищения от всяческой скверны. Очень неприглядно выглядит ситуация на нижней линии со слов афоризма к этой линии.

1. «В колодце ил – им не прокормишься. При запущенном колодце не будет живописи».

Можно вспомнить с чего начинается сказка, чтобы прояснить смысл афоризма применительно к сказке.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

– «Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

– «Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

Мечты трёх девиц – это «живопись» в афоризме. Никакой настоящей «живописи» в их ветхом мире нет и быть не может, только «ил» (грязь, нищета, стагнация, прозябание). Превратить мечту девиц в реальность может только, извините, хороший спонсор, в нашем случае это Царь Салтан. На нижней линии это очень хорошо, что есть люмпены, которые способные мечтать не по-детски. Мечты сбываются, если сильно этого желать. Царю пришлись по душе слова третьей девицы, что в случае если она станет Царицей, то родит ему Богатыря. Это знаковый момент для 48 гексаграммы. В 48 архетипической ситуации – КОЛОДЕЦ, одной из сложностей является ситуация с наследниками. Отвечающий за детей Аспект (Интеллект) здесь скрытый. Для него четвёртая линия является несущей. Три девицы под окном своими выраженными вслух желаниями выбирали свою судьбу. Судьба к ним пришла в виде Царя Салтана, который представил для каждой из них новые возможности для самовыражения. Это тоже характерно для 48 гексаграммы. Верхняя триграмма – КАНЬ – это мечта, намерение, а нижняя – СЮНЬ – плавный, незаметный прогресс. КАНЬ порождает СЮНЬ – хороший знак для качественных перемен, как и случилось для трёх девиц в сказке – их МЕЧТЫ ОСУЩЕСТВИЛИСЬ! Тихо и незаметно для них самих. По производной гексаграмме можно видеть, что это был прогресс для иньских людей, т.е. людей таких как три девицы.

Вторая линия

Вторая линия в этой гексаграмме особенная – ОБЪЕКТИВНАЯ. Не имеющему необходимых навыков работы с гексаграммами, читателю, будет сложно досконально описать смысл этой линии, или ещё одной – СУБЪЕКТИВНОЙ. Достаточно сказать, что на этой линии расположены основные силы, с которыми приходится взаимодействовать главному герою гексаграммы, который обязательно должен быть связан с пятой, СУБЪЕКТИВНОЙ линией. На второй линии находится Аспект Ресурсы. С Ресурсами связаны, например, знания. В сказке как раз придворный люмпен – ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, занимались «просвещением» Царя. Ресурсы ещё связаны с пожилыми людьми. На этой линии находится «главный просветитель» сказки – Баба Бабариха, к действиям которого примкнули Ткачиха с Поварихой.

Для прояснения важных смыслов линии следует обратиться к афоризму к этой линии:

2. «Вода в колодце падает. Просвечивают рыбы на дне. Бадья же ветхая, и она течет».

Афоризм описывает ветхий мир, в котором живут главные герои сказки. Здесь описан мир Царя Салтана. Это ещё мир «голодных духов», как и на прежней линии, хотя и есть слабое подключение к потоку. Когда «рыбу видно на дне» – значит уровень воды в колодце низкий, и тот долго «ветхой бадьёй» брать не получиться. Это означает, что если вначале сказки и сложилась какая-то идиллия в жизни героев, то это ненадолго. Рыба не любит быть на свету, когда её видно она находится в очень уязвимой позиции. Это означает, что после женитьбы Салтана на третьей Девицы, и особенно когда Царица, как и обещала, родила Царю Сына, все обитатели Дворца оказались в очень некомфортной для себя ситуации. Изначально могло показаться, что главной причиной ненависти придворного люмпена Царицы с её Сыном является банальная человеческая зависть. Этот факт, конечно, тоже играет свою роль, но далеко не главную. Когда впоследствии Заморские Купцы принесли известие о чудном Граде на Острове и его Правителе, царская прислуга аж никак не могла знать, что это известие об оклеветанном ими наследнике престола. По их представлениям и Царица и Гвидон, будучи закатанными в бочку и выброшенными в море, должны были давно умереть. Ну аж никак не править! Другими словами, придворный люмпен сражается не с Гвидоном напрямую, а с Новой Идеей, которую олицетворяет Князь Гвидон, и всё что с ней связано. Что уже начало о себе давать знать, когда Гвидон только появился на свет. Эти странные субъекты сражаются за свои бредовые идеалы, которые они изволили называть «великим чудом». Т.е. по их представлениям они жили себе жили, во что-то верили, занимались какими-то значимыми делами, а тут вон появился не пойми меня кто, и непонятно откуда взялся какой-то Гвидон. «Тыхэ жыття» у кого-то явно на исходе.

Третья линия

Главным героем в сказке должен быть Царь Салтан, но попавши под влияние придворного люмпена он перестал быть СУБЪЕКТОМ ситуации, а стал ОБЪЕКТОМ, т.е. как-то слился своими усилиями с прислугой. Салтан стал ОБЪЕКТОМ для личной жизни, но в целом его функцию правителя государства никто не подменяет, и всё в сказке вращается вокруг действий Салтана. Просто в каждом сказочном герое, в каждом фрагменте ситуации сказки, на каждой линии, по-своему выражена воля Царя. Поэтому он как ЛИЧНОСТЬ всё равно будет связан с пятой линией, линией СУБЪЕКТА. Из всего видно, что Царь Салтан многогранная личность, хотя сам этого не осознаёт. По смыслу 48 гексаграммы у него «хорошая верёвка и бадья» (ЛИЧНАЯ СИЛА). Можно обратить внимание, что и нижняя и пятая линии связаны с Аспектом Дары (Деньги). Это означает, что Царь и впоследствии придворный люмпен – «одного поля ягоды». Их всех от взаимоотношений интересует в первую очередь личная выгода.

Информацию о Салтане я изложил на третьем этапе, потому как на третьей линии очень красноречиво описан Салтан в поступках, когда ему приходится действовать не по шаблону, а по обстоятельствам. И в этих поступках, в общем, весь Салтан.

Очень красноречиво описывает ситуацию афоризм к этой линии:

3. «Колодец очищен, но из него не пьют. В этом скорбь моей души. Ведь можно было бы черпать из него. Если бы царь был просвещен, то все обрели бы свое благополучие».

(Можно обратить внимание, что афоризмы гексаграммы, которым более 3000 лет прекрасно отражают ситуацию сказки). Царь не просвещён, он невежественен, как и его ушлая прислуга. Кто-то мог бы сказать, что Царь слишком наивен, доверчив, поэтому так легко поддался на обман. Вот это не так. Царь управляет целым государством, он по определению не тот, которого можно легко провести вокруг пальца. Когда он покупает новую карету для царского двора, например, такую как Lamborghini  Veneno  Roadster, он наверняка знает к кому надо обратиться за помощью в покупке и оформлении документов. И вряд ли там будут присутствовать придворные «знатоки». Когда ему для царских палат необходимо приобрести новую бытовую технику, или дорогую итальянскую мебель, явно у него в советчиках будут не Баба Бабариха, со своей группой поддержки. Салтан это очень серьёзный человек, в наше время это мог бы быть, например, какой-нибудь олигарх, или крутой бизнес воротила владеющей могущественной бизнес империей. Конечно, сказка – ложь да в ней намёк, и в образе Салтана каждый может увидеть самого себя, потому как каждый человек всегда за какой-то участок жизни несёт непосредственную ответственность, и в идеале на этом участке должен вести себя как царь. Всё дело в том, что Царь Салтан (и все, кто на него похож) никогда по-настоящему не верил великие чудеса. Всё что за пределами его глаз – не имеет для него большого значения. Для него «высокоинтеллектуальные беседы» с придворной сектой это развлечение, досуг. Ролевые игры, решающие какие-то мелкие психологические проблемы. Да, он подсел на веру в «великие чудеса» Бабы Бабарихи, и адептов её веры – Ткачихи с Поварихой. Тут ничего не поделаешь, это следует воспринимать как «издержку производства». Как в таком случае говорят: «С кем поведёшься, того и наберёшься». А с другой стороны, попробовал бы этот придворный люмпен пошуткувать с Самодержцем в его реальных делах, шутки для прислуги закончились бы очень плохо. Если своего «неправильного» сына Салтан закатал в бочку, и выбросил в море, то свою ушлую прислугу наверно закатал бы в асфальт. Ах, да, тогда по-другому наказывали желающих слишком многого для себя. Но это не важно. 

Афоризм прямо говорит о необходимости просвещаться Салтану (и всем, кто на него похож), так как от этого зависит всеобщее благополучие. А иначе – Баба Бабриха, вместо того чтобы лепить вареники и не совать свою неразумную голову куда она совершенно не пролазит, будет и дальше лепить свои «чудесные доктрины» – какую-то безумную шамано-религиозную казуистику в эзотерике, вместо Великого Знания, какие-то странные лунные дни-асаны-молитвы-отжиманий-приседаний, и т.д. А Царь Салтан (и все, кто на него похож) подписавшись под «великими чудесами» придворной секты будет и дальше выглядеть как глупец, и терять очень дорогих для себя людей.

Четвёртая линия

При бездействующем Салтане образ главного героя сказки стал исполнять Князь Гвидон. Ему-то и пришлось управлять прогрессивными видоизменениями мира «голодных духов». Князь Гвидон будет связан с четвёртой линией. Прежде всего со скрытым аспектом на этой линии. Ситуация со скрытым аспектом немного напоминает планету в изгнании в Астрологии. В сказке это выражено тем, что Гвидон от начала был оклеветан безумным люмпеном, в результате чего по решению Царя вместе с матерью был заточённый в бочку и выброшен в море. Скрытый Аспект Интеллект подавляет на своей линии Аспект Власть, – это символ того, что Гвидон с рожденья являлся неудобным явлением для Салтана, и им выстроенной системы жизни. Четвёртая линия, несомненно, активная, так как Гвидон по сюжету сказки сильно меняется, иногда буквально на глазах. Гвидон вышел из своего заточения, далее сумел перехватить инициативу у Салтана. Всякая магия связана с Аспектом Власть. Князь Гвидон убил злого колдуна – Коршуна, тем самым освободил Царевну Лебедь. Это символическое действие, оно отражает исправление одного из грехов отца. Коршун олицетворяет тираническую и манипулятивную систему управления подданными, выстроенную Царём Салтаном, никому не дающую распахнуть крылья, включая родных ему людей. Убить Коршуна – значит отречься от дурного пути. И обречь душу – Царевну Лебедь. Очень интересно, что и Аспект вторичной Земной Ветви здесьтоже Интеллект! Это означает, что Гвидон разрушает царскую модель управления обществом изнутри, предлагая взамен что-то новое. Всякие выстроенные модели управления персоналом будут иметь отношение к четвёртой линии. Этот факт тоже является знаковым для ситуации 48 гексаграммы. Ибо вся ситуация гексаграммы требует, чтобы её герои открывали новый взгляд на мир, взращивали в себе незыблемые ценности, творили что-то необычное, и чтобы чудеса можно было видеть наяву. Открыть новое в этой ситуации, это как родить ребёнка. Не просто родить, но и следовать по новому пути, который может олицетворяться рождённым первенцем. Четвёртая линия может быть связана с опасным конкурентом для лидера, особенно когда на ней находится Аспект Власть. Это означает, что если лидер, вот как Царь Салтан, будет царствовать «лёжа на боку», то потеряет свою власть. Если более широко взять, то и третья линия, вместе с четвёртой, здесь будет олицетворять царскую власть, в виде какого-нибудь силового ведомства, или, в худшем варианте, в виде репрессивной системы управления государством. На третьей, как и на четвёртой линии здесь находится Аспект Власть. Поэтому представители этой гексаграммы на руководящих должностях могут управлять людьми жёсткой рукой, а в худшем варианте, ещё будут стремиться к обогащению любой ценой. Один украинский политик, обладатель этой гексаграммы, большой любитель золотых батонов и унитазов, когда был при власти прекрасно продемонстрировал, что могут означать упомянутые свойства своей гексаграммы рождения.

 Афоризм к линии прекрасно отражает вышесказанное:

4. «Колодец облицовывают черепицей. Хулы не будет».

Афоризм говорит о реставрационных мероприятиях, восстанавливающих взаимосвязь СУБЪЕКТА гексаграммы с эгрегором. Конечно, подлинная реставрация происходила не в царстве Салтана, а во владениях Гвидона – на Острове Буяне. Это в сфере верхней линии гексаграммы. А здешние мероприятия происходили в виде «чартерных рейсов» Гвидона в гости славного Салтана в образе всяких насекомых. Да, мелочь, но приятно же ужалить очередного «знатока великого чуда»! Когда идее пришло время её уже ничем не остановить! Помните это! Но придворные сектанты этого никак не могли знать, поэтому, то ли ещё будет в их странной карьере «придворных просветителей». Они сами для себя соорудили тупиковую ситуацию. Им всякий раз приходится Его Величество развлекать по-новому, придумывать для него как для ребёнка новые забавные истории о «великих чудесах» мира. Но сколько верёвочке не виться, всё равно конец будет. Да и говорить о «космических кораблях, бороздящих в просторах мирового океана» – это одно, другое дело быть с этими «кораблями» на «ты», и даже ими управлять.

Пятая линия

Пятая линия – это линия СУБЪЕКТА. Конечно, это Салтан. Пятая линия является центральной в верхней триграмме – КАНЬ. КАНЬ может означать умение слышать других людей сердцем, а не глазами. Царь Салтан выбрал себе жену не глядя, на основании подслушанного разговора. Царь не глядя выбрал плодотворное направление жизни, но сам оказался не готовым к принятию важных решений в своей жизни. Другими словами, вся ситуация сказки является следствием выбранного не глядя Царём Салтаном нового пути. Всё необходимое для качественных изменений сделали за него другие люди.

5. «Колодец чист, как холодный ключ. Из него пьют».

Афоризм описывает Салтана как канал для связи с эгрегором. Т.е. всё в этой ситуации от начала предрешено. Другое дело по какому сценарию будет реализовываться 48-я архетипическая ситуация. Всё могло осуществиться и по-другому, если бы Царь был просвещён. В сказке свершилось то, что и должно было свершиться – произошёл процесс проникновения в мир «голодных духов» высоких идей способных этот мир полностью преобразить (в следующей гексаграмме). Новые идеи связаны с упразднением структур, превращающих человека в раба своего господина, или раба силы. Если присмотреться, то это очень хорошо, что при дворе оказалась такая сурьёзная эзотерическая группировка. Если бы не было таких лиходеев как Ткачиха, Повариха, Сватья Баба Бабариха, вряд ли Гвидон раскрыл подлинное значение великих чудес мира! Поэтому на них не стоит обижаться. По сюжету сказки им всё простили. Пускай живут, может ещё какое-нибудь «великое чудо» разработают. А это уже будет совершенно другая история!

Верхняя линия

Царевна Лебедь связана с верхней линией, как и Остров Буян и всё что на нём. Верхняя линия часто рассматривается как альтернатива всему, что происходило до неё, и перерождение всей ситуации гексаграммы в новый процесс. Т.е. на верхней линии зарождаются процессы, которые будут осуществляться в последующей, 49-й гексаграмме, которая называется РЕВОЛЮЦИЯ. 49-я гексаграмма означает обновление общества, иногда радикальным образом. Поэтому в 48-й, по сути идут подготовительные процессы к серьёзным трансформациям бытия людей. Верхняя линия однозначно активная, ибо здесь (на Острове Буяне) происходят множественные изменения в сказке. На этой линии первичная Земная Ветвь связана с Аспектом Ресурсы, а на вторичной Земной Ветви – аспект Дары. Как и сказке, сначала Лебедь для Гвидона в буквальном смысле слова выполняла роль Ресурсов, для материализации его желаний обладать чудесными явлениями. Царевна Лебедь явно выражает действие какого-то мощного эгрегора, но ключ к приведению в действие силы находится у Гвидона. Царевна Лебедь из волшебного существа превратилась в прекрасную царевну, и стала Гвидону женой. Образ и девушки и жены – связан с Аспектом Дары. Ситуация с верхними линиями обеих гексаграмм прекрасно отражает процесс превращения «знания о чуде» – в само чудо. Потому, что Аспект Ресурсы может означать знания, запечатлённые в какую-либо форму (в тексте, киноплёнке, сознании, или выраженные на словах), а Дары – это то, что можно созерцать наяву, это уже воплощённая мечта в реальность.

И так должно происходить постоянно – сперва идея о чуде, потом его материализация. О чём и вещает афоризм к верхней линии:

6. «Из колодца берут воду. Не закрывайте его. Владеющему правдой – изначальное счастье».