Пять элементов или пять стихий — это пять форм существования и поведения космической энергии ЦИ. Проявляют свою суть в пяти способах движения энергии.
Энергия ДЕРЕВА (ЧЖЭНЬ и СЮНЬ) — это энергия, распространяющаяся во все стороны. Олицетворяет экспансию, рост, жизненную силу, прогресс. Может быть податливой как у ивы, или непреклонной как у дуба. Вкус – кислый. Цвет – зелёный.
Энергия ОГНЯ (ЛИ) — это энергия, поднимающаяся вверх. ОГОНЬ вносит ясность в ситуацию, может согревать и радовать, но также способен сжигать и разрушать. Человек ОГНЯ забывает обо всем, когда стремиться воплотить в реальность новую идею. Вкус – горький. Цвет – красный.
Энергия ЗЕМЛИ (КУНЬ и ГЭНЬ) — это энергия, направленная в четыре стороны. ЗЕМЛЯ питает и восстанавливает, делает отношения человека с окружающим миром более сбалансированными. ЗЕМЛЕ соответствует форма горизонтального прямоугольника или квадрата. Вкус – сладкий. Цвет – жёлтый.
Энергия МЕТАЛЛА (ЦЯНЬ и ДУЙ) — это плотная энергия, направленная внутрь. Он многогранен, созидателен и энергичен. В его власти развить силу воли и стойкость духа. Однако он может стать мечом или кинжалом, то есть он может быть как производящим, так и разрушающим. Вкус – острый. Цвет – белый и синий.
Энергия ВОДЫ (КАНЬ) — это энергия, стекающая сверху. ВОДА — проводник космической энергии ЦИ, она символизирует поток ЦИ. Её энергия связана с тайнами, мистикой, магией. ВОДА призывает нас быть внимательными, настороже, быть в настоящем моменте. Вкус – солёный. Цвет – чёрный и тёмно-фиолетовый.
Два цикла взаимодействия первоэлементов
Цикл порождения (близости)
Цикл порождения представляет собой позитивное взаимодействие энергий. Этот цикл также называется циклом совместимости, или позитивным циклом.
1. «ВОДА символизирует происхождение органической жизни. Начинаясь в тишине и спокойствии, она порождает и питает ДЕРЕВО».
ЧЖЭНЬ и СЮНЬ – олицетворяют прогресс, эволюцию, развитие. ЧЖЭНЬ и СЮНЬ нуждаются в постоянном подводе энергии, иначе они перестанут выполнять свои функции. Если нет содержания (КАНЬ) – нет и роста (ЧЖЭНЬ и СЮНЬ). Сильное ДЕРЕВО истощает слабую ВОДУ. При сильной ВОДЕ и слабом ДЕРЕВЕ, говорят, что ДЕРЕВО плывёт. В реальности это может выразиться тем, что человек не в состоянии установить изначальную точку своего роста, он не последователен в поступках, непредсказуем, и не эффективен.
2. «ДЕРЕВО растет вверх и в стороны. Его энергия обуздывает потенциал роста, который является движущей и стимулирующей силой. ДЕРЕВО становится пищей для ОГНЯ».
Триграмма ЛИ-ОГОНЬ всё проясняет, даёт силу видеть и понимать явления. А степень осознанности человека напрямую зависит от уровня его зрелости. Например, проникая в суть вещей (СЮНЬ) человек открывает новые для себя знания (ЛИ), а применяя их на практике, проявляет заложенные в знаниях смыслы (ЛИ). Однако, если ДЕРЕВА слишком много, ОГОНЬ пылает чересчур ярко. В таком случае, человеком овладевает гордыня, само возвеличивание, большая привязанность к внешнему блеску.
3. «ОГОНЬ — горячий, пульсирующий, насыщенный — это символ активной деятельности. Угасая, ОГОНЬ оставляет пепел и превращается в ЗЕМЛЮ».
ЗЕМЛЯ – это всё традиционное, естественное, понятное, имеющее веские основания быть. Потому что ЗЕМЛЯ – это и есть реальность, или бытие. ОГОНЬ проявляет высокие смыслы ярко, демонстративно, настойчиво. Светопреставление ОГНЯ вскрывает завесу над очередной тайной бытия, расширяет человеческое представление о реальности. Когда открывается новый взгляд на мир – появляется также новый практический опыт постижения бытия, даже могут возникать новые формы существования. Т.е. в силу вступают порождённый ОГНЁМ первоэлемент, представленный триграммами ГЭНЬ и КУНЬ. Однако, если ОГНЯ слишком много, тогда ЗЕМЛЯ ссыхается. Например, это может означать власть идеологии над сознанием (клерикализм, сектантство, нацизм, расизм, классовое неравенство).
4. «ЗЕМЛЯ собирает и хранит энергию. Уплотняясь, в процессе очищения и совершенствования ЗЕМЛЯ образует МЕТАЛЛ».
ЦЯНЬ – это образ небесного бытия, непрестанно проявляющегося на материальном плане. ДУЙ – это торжество духа над материей. А содействует всему этому энергия следования (КУНЬ), и человеческая способность доводить любые дела до завершения (ГЭНЬ). С эзотерической точки зрения, КУНЬ – это Великое Делание, а ГЭНЬ – Не-Делание. ЦЯНЬ-МЕТАЛЛ раскрывает в человеке качества демиурга, со-творца вселенной, а ДУЙ-МЕТАЛЛ – превращает жизнь в настоящий праздник, пир богов. Однако, если ЗЕМЛИ слишком много, тогда она засыпает МЕТАЛЛ. Это может означать доминирование материального над духовным. В таком случае, проявляются худшие качества ЦЯНЬ и ДУЙ. Например: насилие, страдание, лишение, безволие, ощущение беспомощности.
5. «МЕТАЛЛ в наиболее чистом виде становится жидкостью, которая ассоциируется с водой».
КАНЬ-ВОДА – это различные силы во вселенной, которые всегда приводятся в действие, когда человек активен и созидателен. Творя великое, человек призывает в жизнь Великое Содержание. И силы, сопутствующие его осуществлению. И наоборот, творя зло, призывает в жизнь большое зло. Со временем Содержание (эгрегор) берёт под свой контроль деятельность человека. Добрая воля (ЦЯНЬ) и искренность (ДУЙ) – залог того, что человек обретёт мощную защиту со стороны Высших Сил, а сам получит какой-то свыше дар Силы.
Цикл разрушения (оскорбления)
Цикл разрушения это негативное взаимодействие элементов. Иначе его называют циклом несовместимости: качества одного элемента находятся в оппозиции к качествам другого.
1. «ВОДА гасит ОГОНЬ».
Вселенная – является непостижимой тайной на любом уровне, поэтому истины в последней инстанции не существует. Излишняя настойчивость ЛИ по утверждению идеалов оскорбляет КАНЬ. У КАНЬ найдётся масса способов разрушить блеск ЛИ. Переизбыток потенциала по ЛИ выравнивается КАНЬ-ситуациями. Светопреставление ЛИ время от время затухает, и снова как птица феникс возрождается к жизни. Очерёдность смерти и рождения ЛИ находится под контролем КАНЬ. ЛИ взаимодействуя с КАНЬ, порождает образ Воина Света сражающегося за истину с большим злом (63 и 64 гексаграммы).
Изречения: «Только ангел может сразиться с дьяволом», «Не бросайте бисер перед свиньями».
2. «ОГОНЬ расплавляет и уничтожает МЕТАЛЛ».
ЦЯНЬ создаёт разные вещи, в том числе и для личного комфорта. Для ДУЙ сфера личных удобств играет большую значимость в жизни. Эзотерический смысл ЦЯНЬ и ДУЙ заключён в образе торжествующего Духа в земных делах. Переизбыток потенциала по ЦЯНЬ и ДУЙ – это потеря небесной мотивации. ЛИ разрушит неугодное Духу творчество, или качественно его видоизменит. Например, в прошлом комфортным способом перемещения считалась карета с лошадьми, а сейчас автомобиль.
3. «МЕТАЛЛ рубит ДЕРЕВО и разрушает его жизненную силу».
Триграммы ДЕРЕВА (ЧЖЭНЬ и СЮНЬ) олицетворяют большой потенциал для всего. Но необходима большая сила, чтобы потенциал привести в действие. И по ходу осуществления формировать из него подлинное величие. Людям свойственно идти по пути наименьшего сопротивления, поэтому существует сила, олицетворяемая триграммами МЕТАЛЛА, которая способна из любого «полена» сотворить подлинное произведение искусства.
Изречение: «Мы все себя делаем сильными или слабыми, при этом количество работы одно и то же».
4. «ДЕРЕВО питается соками ЗЕМЛИ и бурит в ней отверстия своими корнями».
Лучшей стороной триграмм ЗЕМЛИ является стремление к эффективному использованию времени, к эффективности в принципе. Худшей – склонностью к инерции. А инертный человек рискует стать банкротом (во всех смыслах). Имуществом такого банкрота завладеют предприимчивые люди (СЮНЬ). Притом внезапно (ЧЖЭНЬ). Благодаря ЧЖЭНЬ и СЮНЬ огромные массы людей (КУНЬ) вовлекаются в конструктивную работу. Например, благодаря ЧЖЭНЬ и СЮНЬ создаются рабочие места (КУНЬ), появляются новые мастера своего дела (ГЭНЬ).
5. «ЗЕМЛЯ поглощает и связывает ВОДУ».
ВОДА — содержание, а ЗЕМЛЯ — форма. Без формы содержание существовать не может. Переизбыток потенциала по ВОДЕ – это, например, когда много эмоций, навязчивых состояний, существует большая тревога и опасность для жизни. Это когда человек в своих фантазиях уплыл далеко от берега. Поэтому мистики и эзотерики (КАНЬ) в своих исследованиях применяют специфические карты, схемы непознанной территории, такие как триграммы и гексаграммы И-Цзина, Древо Сефирот, астрологические карты, и т.д. (ГЭНЬ). При правильном использовании карт, исследователь становиться на твёрдую почву в своей практике. В другом варианте, под образом ГЭНЬ будут значиться больница и врач-психиатр, а под КУНЬ – люди в белых халатах.