Свершение. Не я ищу юношей; юноши ищут меня. По первому гаданию — возвещу; повторное и третье — смутит. Раз смутит — не возвещу. Благоприятна стойкость.

НЕЗРЕЛОСТЬ, СТАНОВЛЕНИЕ НА ПУТЬ ЗНАНИЯ

Гексаграмма №4 Недоразвитые

ГОРА – вверху, а ВОДА – внизу. КАНЬ-ВОДА – символизирует опасность, которую таит в себе невежество, незрелость, несовершенство. ГЭНЬ-ГОРА  – оформляет границы неразвитости, часто выполняет роль ловушки для ловушки. ГЭНЬ формирует условия для акта познания, а не сам акт познания. Акт познания зависит от доброй воли ученика учиться. Также как и от доброй воли продвинутого человека становиться учителем. Взаимоотношения учителя со своим учеником – это сакральное действо, значимость которого далеко выходит за рамки обычного понимания этого процесса.

И учитель, и ученик – оба должны быть готовыми к совместному плодотворному сотрудничеству. Их скрещённые мечи разума изгоняют вон невежество и неопределённость из своих судеб, позволяют нащупывать, мал помалу, свой путь во тьме. Применительно к эзотерическим знаниям ученик от начала должен ощущать тонкую структуру мироздания, состоящую из четырех частей. Информация, включающая в себя четыре стороны бытия, обладает особым качеством и свойством – она невероятно объёмна и всеохватна, и для её восприятия необходимо включать особые психические ресурсы, обычно недоступные для среднестатистического человека. Именно об этом когда-то говорил Конфуций:

Взывающему к премудрости одни раз – возвещу. Взывающему повторно – второй, или третий раз – не возвещу. Это вызовет только сожаление. А также не отвечу тому, кто не в состоянии произнести и слова о трёх иных сторонах квадрата, при одном известном.

Это изречение Конфуция восточные мастера И-Цзин связывают с 4-й гексаграммой. В нём говориться, что человек, который от начала не умеет работать с объёмной информацией («четырьмя сторонами») не может быть учеником у Мастера. Он не обучаем. У него нет «слуха», по аналогии с музыкой. Он учеником не может быть, а учителем и подавно! Также не может быть учеником у Мастера тот, кто не проявляет должного усердия в учёбе, и перекладывает свою ответственность за акт познания на Мастера («повторно спрашивает»). Иногда таким людям объёмная информация кажется расплывчатой, сложной, нудной, ведут себя как «выпускницы института благородных девиц», они бы обучались, как они говорят, но только на их условиях. Тот, кто по-настоящему обучаем, и является по-сути учеником, много не спрашивает, мгновенно и с головой включается в ученический процесс. Постижение глубоких истин – это его судьба. Такой человек не может уйти от своей судьбы, он не может себе позволить совершить такую глупость. А со временем и при желании не сможет.

Герои ситуации могут быть очень коварными людьми, несмотря на название гексаграммы. Нередко им приходится входить в роль хищника, из-за непростого окружения. Они амбициозны, умны, находчивы, коммуникабельны, легко приспосабливаются к сложным ситуациям. Прокалываются на неверном толковании происходящих событий, могут быть одержимыми какой-то идеей. Выход за рамки ловушки собственного ума – это их урок, а при прохождении – обретение особых знаний и развитие новых возможностей своей психики.

Мудрость ситуации: Когда ученик готов, приходит и учитель.

Это ситуация романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Герои гексаграммы: Иешуа Га-Ноцри, Мастер, граф Монтекристо.

ТОЛКОВАНИЕ ЛИНИЙ

1.  Развитие недоразвитого. — Благоприятно для применения казней над людьми, для освобождения колодок на руках и ногах, ибо продолжение (их несвободы) приведет к сожалению.

Желание людей постигать мудрость возникает не из пустого места. Никто не становится на путь знания по доброй воле. На этот путь загоняет людей судьба, в виде препятствий на пути самореализации. Невежественный человек не сможет раскрыть свой большой потенциал, если не будет владеть необходимыми для этого знаниями. А так как до необходимых знаний на нижнем уровне далеко, то здесь существуют важные для появления акта познания условия – «колодки на ногах и руках» – т.е. тотальный контроль со стороны высших сил, благодаря которому в ученика появляется шанс ощутить сферу своего опыта. У каждого из нас есть своё представление: где мы, кто мы, для чего мы. Но, как оказывается, всё может быть совершенно иначе, и нужны специальные условия, чтобы мы начинали задумываться о своей подлинной роли в этом мире. Новоявленному ученику необходимо навести порядок в мыслях и эмоциях, и перестать заниматься Бог весть знает чем.

В лучшем случае на первом уровне в центре внимание может быть молодой человек, жаждущий знаний, готовый внимательно слушать наставления своего учителя. Возможно, не совсем по своей воле он стал искателем знаний, как Эдмон Дантес из романа Дюма «Граф Монтекристо», или – Иван Бездомный из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но, как известно по этим произведениям, новоявленные ученики сумели далеко продвинуться в своих историях. Поэтому не стоит, если чего, огорчаться, если кто-то в этой ситуации ощутил себя узником обстоятельств. То ли ещё будет дальше.

2.  Приятие недоразвитых — к счастью; взятие жены — к счастью. Сын управляет всем домом.

На втором уровне отражён ученический процесс в чистом виде – есть достойный учитель, и есть готовый к постижению знаний ученик. Учитель вводит ученика в свою систему познания мира подобно тому, как сын приводит жену в свой дом. Весь ученический процесс – это творческий процесс, как для учителя, так и для ученика. Его сакральный смысл выходит за рамки текущего понимания их обоих. И на Небе и на Земле что-то меняется от взаимодействия учителя и ученика. На этом уровне процесс постижения мудрости выглядит очень оптимистично.

3.  Незачем брать жену. (Она) увидит богача и не соблюдет себя. — Ничего благоприятного.

Но вот процесс познания сбился с пути. Так происходит у некоторых учеников, не всегда внимательных к наставлениям учителя. В изменчивом мире существует много отголосков настоящего знания (лунные дни «стрижек-сновидений» J), пребывающих в полу хаотическом состоянии, и с которыми тоже необходимо уметь работать. Неразвитый ученик бросается на всё что очаровывает его детское сознание, он ничему толком не учится. Однозначно, он заблудился.

4.  Стеснение от недоразвитости. — Сожаление.

Сбившийся с истинного пути ученик здесь попадает под воздействие ложной системы познания мира. Его сознание омрачено, но действия носят более упорядоченный характер, чем на прошлом уровне. Ложное учение отражает такой же непознанный потенциал неразвитого ученика.

Мудрые говорят: «Учитель не открывает истины, он – проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель – лишь катализатор». На самом деле благодаря катализатору ученик ещё на втором этапе включился в выполнение задания, которую перед ним поставила жизнь – подлинный учитель. И склонен выполнять это задание как умеет.

5.  Недоразвитость юноши. — Счастье.

На этом уровне ученик осознал свою недоразвитость. В лучшем случае стал прислушиваться к своему высшему «Я», тем самым вернулся на путь, на который был поставлен свыше по факту своего рождения в мире. Он осознал, что в мире есть два вида глупости: контролируемая, и просто глупость.

6.  Удар по недоразвитости. — Не благоприятствует (тому, чтобы) быть разбойником; благоприятствует (тому, чтобы) справиться с разбойником.

Прежний ученик на этом уровне становится мастером и учителем, у которого могут быть свои ученики. Новый учитель может обогащаться опытом своих недоразвитых учеников, и на них развивать своё искусство передачи знания. Новый учитель понимает, что истинным учителем является его высшее «Я», которое также является источником всего процесса познания. Процесса, на котором ученик имеет право делать ошибки, а может даже и должен, чтобы акт познания действительно был подлинным.

Таблица гексаграмм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *